Новости

Будь в курсе наших событий

Новости

Версий о причинах произошедшего с ходу было выдвинуто предостаточно: «Он насмотрелся американских сериалов», «Он переиграл в компьютерные игры-стрелялки». В этой тяжелой ситуации еще надо разбираться должным образом. Когда случается такая трагедия, мы говорим о совокупности факторов – психологических, нравственных и социальных. Есть такое понятие, как «накопительный эффект» аффективного напряжения, возможно в данном случае это тоже имело место быть. Но мне неимоверно жаль всех участников этой школьной трагедии. И молодого учителя географии, и его семью. И - самого стрелка, максималиста и отличника, сумевшего только таким образом «решить свои проблемы»… И - семью подростка. Ведь родители, скорее всего, хотели, чтобы их сын был самым-самым…

Психика человека представляет собой весьма сложную систему, которая оценивается по ряду таких параметров как целостность, активность, развитие, коммуникативность, адаптация, саморегуляция, и т. д., поэтому и предел прочности у всех разный. Испытывая каждодневный стресс, кто-то просто не выдерживает и ломается. В момент стресса у человека резко повышается мышечный тонус, все тело как бы сжимается, готовясь к прыжку или бегству, ускоряется сердечный ритм, давление зашкаливает, кровь отливает от мозга, а потому думать и анализировать что-то невозможно. В состоянии аффекта сознание сужено, и человек не ведает, что творит. Он оказывается как бы оторванным от событий прошлого и планов на будущее, смысл его действий становится сиюминутным, в ущерб собственным интересам и планам.

Разумеется, признаки психического напряжения психологи могут заметить, но причину напряжения определить бывает сложно, особенно если человек задумал это скрыть. Не зная ситуации и конкретного человека, не вникая в возможные причины, трудно делать выводы. Но если мы будем внимательнее друг к другу и научимся чувствовать, что какая-то ситуация вызывает у близкого человека чрезмерное напряжение, то гипотетически сможем расслышать сигнальные звоночки о приближающемся срыве.

Сегодня просто необходимо понимать психологическое состояние детей, особенно людям, которые непосредственно контактируют с ними каждый день, всем тем, кто ответственен за воспитание, обучение, за оказание психологической и медицинской помощи. Сегодня мало просто преподавать предмет ученику и требовать от него стандартные ответы. Сегодня нужно понимать кто перед тобой, к чему он способен, какими стремлениями ведом.

Можно предугадать развитие трагических событий, если родители будут более внимательны к своему ребенку, заглядывать на его страничку «ВКонтакте», интересоваться, в какие игры он играет. Если учитель, видя личностные свойства (направленность, мотивы, потребности и др.) своего ученика, сможет найти подход к находящемуся в депрессии подростку. Обладая знаниями психологии, увидеть все это реально.

К нервным срывам, если под ними понимать аффективную разрядку, приводят неумение оценивать проблемы и отсутствие стремления решать их оптимальным путем. Любой взрослый когда-то был ребенком. И это задача родителя – научить справляться с трудностями, выносить неудачи, корректно высказывать свое мнение, уметь предложить помощь и обратиться за помощью. Однако, как я уже сказала, у всех разная способность справляться с проблемами, переносить напряжение. Очевидно, что даже взрослому человеку не рекомендуется длительное пребывание без поддержки в ситуации, которая дестабилизирует психику, истощает энергетику.

Детская истерика по форме, конечно, отличается от нервного срыва взрослого человека. У детей ее совсем просто предугадать. Малыш может упасть на пол, колотить пятками, рыдать, его нужно отвлечь, переключить внимание, и сделать это легче, чем с подростком. Определенно проще удержать и пожилого человека даже в состоянии двигательного возбуждения. С подростком, взрослым человеком это может не получиться. Иногда вообще лучше (и даже безопаснее) молчать и дожидаться, пока человек выпустит пар.

Безусловно, есть критический возраст, когда легче всего рвется нить спокойствия, это трудный, кризисный, переломный, переходный, да-да, тот самый подростковый возраст. Сложнее всего им самим, подросткам. Перед ребенком открывается дверь во взрослую жизнь, путь в которую связан с преодолением явных и скрытых препятствий. Постарайтесь донести до него то, что каждое действие, поступок влечет за собой определенные последствия. Если поступок направлен на добро, созидание – последствия благоприятные. Плохие поступки рождают зло. Плохие поступки иногда способны сломать человеку жизнь. И не только ему. Но и многим другим! Объясните ребенку, что мы ничего в жизни не делаем просто так! И за каждый свой выбор несем ответственность именно мы и никто другой! Вообще не только детям, но и взрослым нужно понимать, что проблемы были, есть и будут, что все неудачи и потери - это естественная часть человеческой жизни, необходимая часть взросления, но нет проблем, которые нельзя не решить конструктивно, и пробовать стоит. Родители должны быть готовы к взрослению ребёнка и научиться отделять стремление к собственному спокойствию от истинной помощи взрослого друга, который позволяет тинейджеру рисковать, может остановить (когда степень риска грозит не простым «набиванием шишек», а серьезными жизненными последствиями) и помочь выйти из сложной ситуации. В этом состоит истинная, грамотная поддержка родителей.

Не могу не остановиться на проблеме интернет-зависимости, увлечения компьютерными «стрелялками» детей и подростков. Выросшие во многом на базе виртуального общения, дети все меньше ощущают реальность окружающего мира. Виртуальная реальность, не имеющая никаких культурных или моральных ограничений, проецируется в жизнь, как она есть. Последствия этого переноса могут быть самыми печальными.

И, в который раз, мы возвращаемся к проблеме детско-родительских отношений, таких определяющих в личностном развитии ребенка, подростка. К сожалению, с самого раннего детства взаимодействие взрослых и детей строится по принципу «красного карандаша», т.е. взрослый постоянно указывает на ошибки, которые совершает ребенок, подчеркивая его несостоятельность. Задумайтесь – часто ли взрослые подчеркивают удачи и достижения ребенка? Навряд ли. Существует распространенное заблуждение: если указать на ошибку ребенку, у него возникнет желание делать без ошибок. Также часто бывает, что родители выдвигают слишком высокие требования и ожидания от ребенка, и постепенно у него формируется поведение, направленное на избегание неудач. То есть, ребенок, который осознает, что никогда не достигнет тех высоких требований, просто перестает пытаться что- либо делать, что предполагает получение результата. И, наоборот, когда в семье жесткая установка на победу любой ценой, у подростка происходит накопление патологического восприятия, нагнетается внутренний конфликт с родителями, что выливается в нервный срыв ребенка. Потребность в любви – центральная в жизни человека, независимо от возраста. Безусловная любовь – это стержень, на который нанизывается вся система воспитания. Совет здесь может быть только один, весьма очевидный и банальный – для предотвращения детско-родительских конфликтов важно не заниматься самоутверждением, а постараться понять позицию другого, уважать и учитывать и его интересы, т.е. реальное признание прав друг друга.

Thumbnail image

Контакты

Муниципальное бюджетное учреждение Агентство развития молодежных инициатив
45300, Россия,
Республика Башкортостан, Кумертау
, Горького, 11
+7 (34761) 2-04-20
+7 (34761) 4-10-48