Новости

Будь в курсе наших событий

Новости

Интернет плотно вошел в повседневную жизнь людей, предоставив пространство для продолжения почти всех видов деятельности. Если некоторое время назад можно было четко разделить среду на «виртуальную» и «реальную», то сейчас это различение не представляется уместным: смартфоны, публичные информационные системы, образовательные платформы онлайн, переговоры с использованием голосовых и видеоинтернет-сервисов, интернет-магазины и т.д. позволяют постоянно комбинировать онлайн и оффлайн активность в повседневной деятельности.

По данным исследования Google и Ipsos (2016), ежедневно используют интернет 65% россиян, а в возрастной группе 13-24 года доля ежедневно использующих интернет составляет 98%, причем наиболее посещаемые ими ресурсы – страницы и приложения социальных сетей, игры и онлайн-игры, а также размещенный в интернете видеоконтент (Google, 2016). По данным их отчета, «27% россиян 13-24 лет проводят в социальных сетях более 5 часов в день, а четверть из них проверяют обновления каждые 30 минут».

В силу такого активного использования интернет-пространства подростками все большую значимость приобретают темы пользовательской компетентности подростков и профилактики сопутствующих рисков.

Одним из наиболее серьезных психологических рисков, связанных с активностью в интернете, является встреча с кибербуллингом. Кибербуллинг определяется как целенаправленный и повторяющийся вред, наносимый с использованием компьютеров, сотовых телефонов и других электронных девайсов. Некоторые подростки решают использовать интернетпространство для того, чтобы угрожать и наносить другим вред, и когда взрослые бездействуют, эти подростки чувствуют себя безнаказанными, потому что их сложно идентифицировать и еще сложнее наложить на них санкции. В основном речь идет о ситуациях, когда подростки используют современные технологии для того, чтобы пугать, притеснять, унижать или иным способами вызывать беспокойство у сверстников:

рассылая обидные письма; распространяя сплетни; создавая вебстраницы, видео и профили в социальных сетях, чтобы над кем-то посмеяться; делая фотоснимки там, где люди рассчитывают на уединение, и распространяя их онлайн; без разрешения снимая и загружая в сеть видеоматериалы; используя анонимные приложения для унижения и разрушения достижений игроков в игровых сетях и прочее.

Однако по сравнению с «традиционным» буллингом кибербуллинг имеет ряд значимых отличий:

Анонимность и отсутствие обратной связи. Пусть иллюзорная, но анонимность повышает уверенность в себе агрессора и усиливает беспомощность того, кто оказался в роли жертвы, так как помимо прочих переживаний он оказывается захвачен вопросом о том, кто же является его преследователем. С анонимностью связан феномен растормаживания (disinhibition) и моральной отстраненности (moral disengagement): люди, считающие, что находятся в ситуации анонимности, позволяют себе вести себя более агрессивно, чем когда они знают о том, что не анонимны. Если очная травля имеет, как правило, грань, которую внутренне определяет тот, кто ее инициирует (например, «довести до слез»), то при отсутствии информации об эмоциональном состоянии другого у тех, кто оказался в роли агрессора и жертвы, такая грань оказывается недоступной, и агрессору сложнее остановить себя, поскольку тот, кого он преследует, рассматривается не как конкретный человек, а скорее как абстракция.

 Непрерывность. В отличие от локализованной «традиционной» травли (например, в школьном дворе), при всеобщем круглосуточном подключении к интернету и кибербуллинг становится круглосуточным. Кроме того, возможна ретравматизация того, кто оказался в роли жертвы, связанная с возможностью перечитывания агрессивных посланий или повторными публикациями унизительных и порочащих материалов.

Неограниченное количество свидетелей. Количество просмотров, «лайков», комментариев указывает на масштаб вовлеченных в ситуацию кибербуллинга свидетелей, однако для того, кто стал жертвой, зачастую неизвестно, видели ли, например, унизительный видеоролик или опубликованную переписку его близкие друзья или родители. Напряжение от неизвестности и стыд делает переживания в связи с кибербуллингом еще более невыносимыми.

Интернет как гарант поддержания отношений со сверстниками.

Онлайн-коммуникации так важны для современных подростков, что потеря возможности общаться через социальные сети для них равносильна социальной изоляции, и они предпочитают держать небезопасные ситуации в секрете, защищая свою возможность общения в интернете и опасаясь, что встревоженные родители лишат его доступа к интернету или гаджетов.

Специфика рисков в интернете. Ответственность подростка за свою безопасность в повседневной жизни и опыт правильного поведения вне интернета не гарантирует его безопасное поведение в сети. Навыки самостоятельности и ответственности важны и отчасти могут быть экстраполированы на интернетпространство, но в нем содержатся специфические риски, о которых ребенок, по возможности, должен быть предупрежден и обучен способам конструктивного реагирования в случае возникновения небезопасных ситуаций.

Последствия кибербуллинга для того, кто оказался предметом преследования, включают в себя множество негативных переживаний - грусть, злость, фрустрацию, депрессию; подросток может бояться или смущаться идти в школу; есть связь между кибербуллингом и снижением самооценки, проблемами в семье, проблемами с успеваемостью, насилием в школе и разными формами делинквентного поведения; наконец, подвергшиеся кибербуллингу юноши и девушки сообщают о суицидальных мыслях, и известен ряд случаев в разных странах, когда подростки совершали суицид после того, как подверглись кибербуллингу (Hinduya, Patchin, 2018). Помимо связи между положением жертвы кибербуллинга и такими последствиями, как депрессия, самоповреждение, суицидальные наклонности и попытки самоубийства, существует зависимость между кибербуллингом и низкой успеваемостью детей и подростков, трудностями с учебой в школе, агрессивным поведением, сложностями в общении со сверстниками, случаями небезопасного секса и употреблением психотропных веществ (Отчет ВОЗ). В то же время исследования травли вне интернета указывают на то, что с негативными последствиями травли сталкиваются не только те, кто оказался в роли ее жертвы, но и те, кто занимал позиции агрессоров или свидетелей.

Мы можем предполагать, что, по аналогии, частое свидетельствование непрекращаемой травли в интернете может вести к росту тревоги, снижению эмпатии, переживанию небезопасности среды и собственной беспомощности у пользователей, а активное использование кибербуллинга как стратегии поведения может также, по аналогии, сопутствовать снижению ответственности, эмпатии, склонности трансформировать любые отношения в отношения неравенства и предпочтению агрессивных и социально неприемлемых тактик разрешения сложных ситуаций и совладания с собственной тревогой и другими негативными переживаниями.

Основные советы по борьбе с кибербуллингом:

-Не бросайся в бой. Лучший способ: посоветоваться как себя вести и, если нет того, к кому можно обратиться, то вначале успокоиться. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт;

- Управляй своей киберрепутацией;

Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом;

- Не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно;

- Соблюдай свою виртуальную честь смолоду;

- Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии;

- Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов;

- Если ты свидетель кибербуллинга. Твои действия: выступить против преследователя, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в сети.

И еще важно, ребята, не забывайте и о том, что кибербуллинг в данное время уже действие, за которое может наступить уголовная ответственность. И все следы, которые Вы оставили в интернете, их легко обнаруживает полиция. Которая имеет все возможности для того, чтобы маневры анонимного агрессора перестали быть анонимными. Поэтому вне зависимости от того, жертва Вы или агрессор, помните, любые ваши действия в интернете легко установить компетентным органам. И удаленная информация для них не помеха. Ну а если Вы жертва и Вам приходят реальные угрозы, имейте ввиду, Вы можете обратиться с этим в полицию. Но прежде, обсудите это с родителями и расскажите им о происходящем.

Контакты

Муниципальное бюджетное учреждение Агентство развития молодежных инициатив
45300, Россия,
Республика Башкортостан, Кумертау
, Горького, 11
+7 (34761) 2-04-20
+7 (34761) 4-10-48